Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
АДМИНИСТРАЦИЯ МО "ПРИБАЙКАЛЬСКИЙ РАЙОН"
официальный сайт

Ответственность за нарушение законодательства о выборах

  • 1 марта 2018

    Согласно преамбуле Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.

    Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

    Одной из мер, направленных на обеспечение этой гарантии, является установленная законом административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах.

    1. Административная ответственность за некоторые виды нарушений законодательства о выборах.

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит 34 статьи, предусматривающие административную ответственность за такие деяния (статьи 5.1, 5.3-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ).

    В настоящей информации приводятся сведения о некоторых наиболее распространенных видах нарушений законодательства о выборах, влекущих административную ответственность.

    Например, ст. 5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусматривает административную ответственность в виде штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей за нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо за не рассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо за отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума.

    Субъектом данного правонарушения является член участковой избирательной комиссии (комиссии референдума), в том числе председатель, его заместитель, секретарь и другой член комиссии, не выполнивший предусмотренной законом обязанности.

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьей, возбуждаются прокурорами.

    Статья 5.14 КоАП РФ устанавливает административную ответственность в виде штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей за умышленное уничтожение или повреждение информационных либо агитационных печатных материалов, вывешенных в соответствии с законом на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их собственника или владельца в ходе избирательной кампании, подготовки или проведения референдума, либо нанесение надписей или изображений на информационные либо агитационные печатные материалы.

    Субъектом данного правонарушения является любое физическое лицо (гражданин, должностное лицо).

    Статья 5.16 КоАП РФ устанавливает административную ответственность в виде штрафа: на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей - за подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах.

    Согласно действующему избирательному законодательству всем лицам, участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей, в частности вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполненные организационные работы, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов и значков, изготовленных для избирательной кампании, а также представлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Также запрещается воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, в том числе по итогам голосования.

    Статьей 5.22 КоАП РФ, предусмотрена административную ответственность за незаконные выдачу и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, состоит из двух частей.

    Часть первая устанавливает ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей членов избирательной комиссии, комиссии референдума за выдачу гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме.

    По части второй административную ответственность несут граждане в возрасте от 16 лет за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума.

    Необходимо отметить, что при квалификации данного нарушения не имеет значения, за какое лицо (родителя, супруга, соседа и т.д.) и по какой причине намерен проголосовать гражданин, получивший бюллетень.

    Санкция этой части предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.

    Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.14, 5.16 и 5.22 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции).

    Статья 5.58 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушения, связанные с открепительными удостоверениями.

    В соответствии с федеральным законодательством о выборах и референдумах открепительные удостоверения являются документами строгой отчетности. Открепительное удостоверение, используемое на выборах, при проведении которых предусмотрено повторное голосование, должно иметь отрывной талон.

    Открепительное удостоверение выдается избирательной комиссией на основании письменного заявления избирателя лично ему по предъявлении документа, удостоверяющего личность гражданина, и заполняется на его имя с указанием данных о личности избирателя, его паспортных данных, сведений о номере избирательного участка, где гражданин включен в список избирателей, данных о должностном лице, выдавшем открепительное удостоверение и др. Подобные сведения вносятся также и в отрывной талон к открепительному удостоверению.

    Гражданин, получивший открепительное удостоверение, расписывается в реестре выдачи открепительных удостоверений, а комиссия, выдавшая открепительное удостоверение, сообщает в установленном законом порядке в участковые избирательные комиссии сведения о лицах, получивших открепительные удостоверения, на основании чего данные лица исключаются из списка избирателей.

    При предъявлении открепительного удостоверения в день голосования избиратель дополнительно включается в список избирателей на другом участке, на котором он находится в день голосования. После этого открепительное удостоверения (либо отрывной талон, а затем и открепительное удостоверение в случае повторных выборов) у гражданина изымается.

    По части первой статьи 5.58 КоАП РФ ответственность в виде административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей несут члены избирательных комиссий за нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах порядка выдачи открепительного удостоверения либо невыполнение требования об изъятии открепительного удостоверения или отрывного талона открепительного удостоверения при включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума на основании открепительного удостоверения.

    Часть вторая этой статьи предусматривает административную ответственность граждан за использование заведомо поддельного открепительного удостоверения.

    Такое нарушение влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.

    Возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.58 КоАП РФ, осуществляется прокурором.

    Дела обо всех указанных административных правонарушениях рассматриваются судьями в пятидневный срок.

    2. Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме.

    Принимая во внимание политическую значимость избирательных прав и права граждан на участие в референдуме, уголовное законодательство предусматривает ответственность за совершение общественно опасных нарушений, причиняющих значительный вред охраняемым правовыми нормами общественным отношениям в сфере организации и проведения выборов и референдумов. Разумеется, она не является единственным и универсальным публично-правовым средством защиты избирательных и референдумных правоотношений.

    Действующее уголовное законодательство содержит три статьи, посвященные регулированию ответственности за нарушения избирательных прав и права на участие в референдуме (ст.141, ст. 141.1 и ст.142 УК РФ).

    В заключении хотелось бы отметить, что рассмотренная тема актуальна всегда, в частности, сейчас, перед выборами. Политические события последних лет показывают, что общество заинтересовано в формировании выборных органов государства из числа наиболее достойных кандидатов путем цивилизованных и демократических выборов, вся процедура проведения которых будет законной и контролируемой. Опыт крупных избирательных кампаний (как позитивный, так и негативный), связанных с выборами Президента РФ, с выборами в Государственную Думу, способствует формированию избирательного законодательства, прежде всего на федеральном уровне, и развитию его в позитивном направлении.

    Таким образом, в действующем российском законодательстве имеется достаточный правовой механизм защиты избирательных прав граждан и материально-правовая база для привлечения к административной и уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении этих избирательных прав и иных избирательных отношений. Заставить заработать этот механизм в четком режиме - главная задача на период будущих избирательных кампаний.





    Дата создания: 01.03.2018 10:15:43

    Дата изменения: 01.03.2018 10:15:43

Возврат к списку